(4852) 663-611

Раннее развитие. Риски и польза

ГЕНИЙ, ВУНДЕРКИНД: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. ПОЛЬЗА И РИСКИ.
Современный мир очень динамичен. От взрослого и ребенка требуется все больше знаний и навыков, а также быстрой адаптации к многочисленным изменениям в социуме. 
Все чаще, как в России, так и за рубежом говорят о важности творческих способностей, развитии талантов и возможностей каждого, о гармоничной личности, способной к выбору, творчеству, саморазвитию. Процесс развития и саморазвития находятся в тренде. Надо признать, что на сегодняшний день существуют как очные, так и даже заочные, в том числе дистанционные формы обучения развитию разнообразных способностей, начиная с детей от 1 года до взрослых «золотого возраста». 

❓Не менее важными вопросами при этом остаются такие вопросы: А как именно развивать гармоничную личность? Когда именно способности и таланты нужны в первую очередь? Нужны ли нам гении и вундеркинды, или главное, чтобы ребенок «был хорошим человеком»? Какие риски могут быть в раннем развитии и может ли быть развитие «поздним»? Стоит ли взрослому помогать ребенку или талант «сам пробьет себе дорогу»? 

Чтобы ответить на вышеуказанные вопросы давайте условимся о том, что, во-первых, в любом деле и у каждого явления есть, как минимум, две грани: положительная и отрицательная. А значит, любое даже самое положительное и хорошее развитие различных способностей детей может быть связано с некоторыми рисками. 
Давайте посмотрим, с какими рисками можно столкнуться. Для более четкого понимания рисков, стоит обратится к важному научному понятию - «ведущий вид деятельности». Это такой вид деятельности, в котором происходит развитие ребенка, формируются новообразования личности, определяющие дальнейшее гармоничное и полноценно развитие. 

✅До 1 года ведущие вид деятельности – эмоциональное общение (особенно с мамой). Поддержка и эмоциональное взаимодействие, как в вербальной и особенно в невербальной форме (объятия, поцелуи, прикосновения) играют важнейшую роль на этом этапе. Они развивают ребенка, его чувственный мир, создают основу для базового доверия к окружению и позитивного настроя на взаимодействие. Целесообразность дополнительных занятий для «раннего развития» помимо семьи пока остается под вопросом. 

✅До 3 лет ведущей деятельностью является деятельность, направленная на изучение и освоение окружающего (предметного) мира при эмоциональном общении с родителем. Взрослому важно уже не только поддерживать, но и направлять, определять правила взаимодействия. Вполне возможно, что на этом этапе для развития ребенка могут быть использованы различные структуры дополнительного образования, и вместе с тем, мы должны понимать, что теплота и близость, получаемые от родителей в этом возрасте создают основу для доверия к миру, для веры в себя и свои возможности. 
Познание осуществляется через общение и элементы игровой деятельности в семье, со взрослым, который понимает и принимает, может уступить и помочь с чем-то справиться. На этом этапе совместная деятельность с ребенком поможет вам понять, что именно интересует ребёнка, что ему не очень нравится, а что не нравится совсем. Здесь же можно увидеть и те или иные первые проявления способностей и мотивации к тому или иному занятии. Именно наблюдательность родителя позволяет заметить ранние проявления способностей и направить их в нужное русло. Здесь важно не делать с ребенком ничего «через не хочу», без желания или интереса, даже если это касается банальных, в том числе, бытовых вещей. 

✅С 3 лет до 6-7 ведущая деятельностью - это игра, в которой развиваются все психические процессы. И внутри этой игре может быть процесс обучения и изучения. Важно рисовать и лепить, клеить и вырезать, конструировать и т.д. Важно, играя делать, и делая играть, причем уже со сверстниками. Вот здесь уже становятся важными новые социальные контакты, пребывание в различных группах, «пробование» себя в разнообразных видах деятельности. Кроме того, общение со сверстниками предполагает наличие общих тем, которые могут быть «закрыты от взрослых» и дают возможность чувствовать себя особенным и успешным. 

❗Итак, одним из важных рисков является неучет ведущего типа деятельности, что может вызывать дисгармоничное развитие и трудности адаптации в социуме.
❗Условно можно назвать второй группу «рисков» - это неконструктивное взрослое поведения, при котором, точно гения и вундеркинда в современном мире не вырастет: это сравнение с другими, пренебрежение чувствами и эмоциями ребенка, негибкость стратегий воспитания. 
❗Еще одним риском является наша взрослая недальновидность, неучет всего многообразия факторов и причинно-следственных связей. Взрослому в современном мире иногда некогда остановиться и подумать: «А мне это зачем? А моему ребенку? Все делают так и мне надо». 

Я предлагаю Вам на некоторое время остановиться и ответить для себя на несколько вопросов, которые могут понять какими средствами и способами Вам и вашему ребенку стоит развивать себя. Давайте посмотрим на дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей с разных точек зрения. 

Итак, дополнительные занятия – это: 
1. Дополнительное общение. С кем это общение? Зачем это общение? Каково это общение? Если мама или папа проводят с ребёнком время вместе за чем-то интересным, сидят рядом, разговаривают, изучают, наблюдают, то такое тесное взаимодействие с родителями очень важно, как для детей, так и для родителей. Мы говорили ранее, что в каждый возрастной период общение с разными партнерами или способствует или даже может препятствовать развитию. 

2. Дополнительная информация. Для чего она? Что она позволит ребенку в будущем? Ребёнок во время занятий может узнавать и учится новому и интересному. Он может поражать и удивлять окружающих. Что это дает ребенку и что родителю? Лишний повод похвастаться взрослому или уникальная возможность для развития ребенка? 

3. Дополнительная нагрузка. Занятия с ребёнком — дело хлопотное. Мама, или папа, бабушки и дедушки, которые целиком отдают все силы на развитие и возможность обеспечения этого раннего развития, как в бытовом, материальном и других планах, должны иногда вспоминать, что раннее развитие должно быть в радость и для ребенка (а не усталость от нагрузки и загрузки), и для взрослого. Бывает так, что родители увлекаются и само раннее развитие становится для них целью, процесс ради процесса, а не результата. 

Мир динамичен и требует гибкого реагирования. Мы не всегда можем предугадать, какие способности и таланты будут востребованы через 10, 30, 50 лет. Но мы можем помочь ребенку развить те способности, которые у него есть, заметить, направить в нужное русло. А применить он их сможет, если у него будет вера в себя, умение работать в команде, понимание, что и для чего он делает… 

Список литературы: 
1. Герасименко А. Плюсы и минусы раннего развития 
2. Решетников М.М. Ещё раз о талантах и гениях
3. Решетников М.М. Одаренные дети
4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. 

Автор: Серафимович И.В., к.пс.н., член НП «Региональная Ассоциация психологов-консультантов»

Проект реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, представленного фондом президентских грантов. 
#секретыродителей #ярославль